– Найти современную пьесу для подростков – огромная проблема. Если и найдешь материал, то он откровенно слабый. Честно говоря, я даже отчаялась. Поэтому содержательная и динамичная пьеса «Серафима» стала для меня и зрителя настоящим подарком. Очень интересным и демократичным оказался сам автор, с которым мы были на связи постоянно. Он разрешил поступать с материалом вольно: если нужно, переписывать сцены, менять их местами. Но я скорректировала только некоторые фразы, совсем немного, – разъяснила Эрвина Гордеева.
Объяснить такой дефицит можно. Пьесы для подростков желательно писать молодым. А чтобы молодому драматургу создать шедевр, нужен не только талант, но и жизненный опыт, которого у него часто еще нет. Замкнутый круг.
Так в чем формула успеха «Серафимы»? Ее талантливо писала, ставила и играла молодежь. Все задействованные в роли школьников артисты сами совсем недавно закончили училище культуры (сейчас заочно повышают актерское мастерство в ГИТИСе). Звездным также можно назвать исполнение артисткой Анной Кулалаевой роли Серафимы. Но, главное, драматург взглянул на проблемы подростков не с позиции взрослого человека, а глазами самих подростков. Он не мудрил с сюжетом, здесь нет чеховских психологических нюансов. Все, как в детстве, конкретно: вопрос, проблема, ответ. И знакомая для юного зрителя среда – современные субкультура и музыка, им одним понятный сленг. От агрессии к любви
Вечна поднятая автором проблема: столкновение растущей личности с агрессивностью окружающего мира, приспособление к нему и противостояние. Вполне резонно, что спектакль начинается с беседы главной героини - десятиклассницы Серафимы с «полным отстоем» психологом-женщиной, которая заискивает, неумело лезет в душу, срывается и орет на ребенка. Потом успокаивается, слушая советскую патриотическую песню. Автор правильно решил: образованного специалиста – представителя «враждебного» взрослого населения этот зал бы не принял. А вот маме Серафимы, которая впала в депрессию и пьянство после ухода мужа, помощь психолога нужна в первую очередь.
Для Симы, не получающей моральной поддержки, родной дом стал агрессивной средой. Подросток противостоит всему этому собственной агрессией, особенно «выплескивается» в школе. Как и следовало ожидать, в школе она спровоцировала аналогичный ответ. А так как Сима – девочка смелая, сильная, то бывшим подружкам приходится сплотиться и даже найти помощника для травли.
Здесь стоит сказать, что такое явление в подростковой среде, как буллинг (травля), очень распространенное. Увиденное на сцене было понятно всем в зале, некоторые были даже участниками с разных сторон конфликта. К примеру, после премьеры «Серафимы» две зрительницы, учащиеся техникума Диана и Лиза, рассказали мне, что их тоже буллили в школе. Одну – за высокий рост, другую в танцевальном коллективе – за успехи. По увлажнившимся глазам было видно, что боль еще не прошла, хотя в новом учебном заведении первокурсницы с таким уже не сталкиваются. Впрочем, для детской травли необязательно нужен повод, иногда это просто выплеск внутренней агрессии.
В этом плане в пьесе Тюжина можно найти отсылку к другому произведению – повести Владимира Железникова «Чучело», по которому был снят фильм. В повести весь класс издевался над девочкой, взявшей на себя чужую вину. «Мы все детки из клетки», – так потом назвала эту агрессию одна из участниц травли. Героиня Лена Бессольцева смогла пережить многое, но предательство друга нанесло ей огромную душевную травму. Этот путь повторила и Серафима. Удивительно, но в «Серафиме» красавицы-школьницы – дети интернета, изощрены в буллинге по-взрослому. Удар Симе был нанесен в самое сердце. А ее друг Корней неспроста по задумке автора еще до всей истории сочинил песню «Детки в клетке».
Часто в понимании юности само детство похоже на клетку, ведь, по сути, нет выбора и свободы в семье, школе и так далее. Казалось бы, один выход – повзрослеть? И это не гарантия, что не попадешь в другую зависимость. Увы, клетка в самом человеке. И Тюжин дает ответ, как вырваться. Вначале победить агрессию в самом себе, проникнуться сочувствием к другим. И автор убедил юного зрителя: никогда не надо отчаиваться, правда восторжествует, и обязательно найдется тот, кто не напишет в сети, а, глядя с любовью, скажет: «Добавь в друзья».
Мы также писали о том, что Фильм про марийского этнографа стал обладателем первого места на международном кинофестивале .
Автор:
Ольга Шингареева
Источник: Марийская правда
20.09.2024 17:31