Искусство быть Пектеевым / Художественный руководитель Марийского национального театра драмы им .Шкетана Василий Пектеев:" Я родом из Средневековья"

С сыном Димой.jpg - Марийская правда
На съемочной площадке сериала Иван Грозный. Фото предоставлено Василием Пектеевым .jpg - Марийская правда
Руководить -это не руками водить. Фото Анны Бочаровой (еженедельник Новгород) .jpg - Марийская правда
Искусство быть Пектеевым / Художественный руководитель Марийского национального театра драмы им .Шкетана Василий Пектеев:" Я родом из Средневековья" - Марийская правда
Искусство быть Пектеевым / Художественный руководитель Марийского национального театра драмы им .Шкетана Василий Пектеев:" Я родом из Средневековья" - Марийская правда
Искусство быть Пектеевым / Художественный руководитель Марийского национального театра драмы им .Шкетана Василий Пектеев:" Я родом из Средневековья" - Марийская правда
Фото: www.marpravda.ru

Его имя на слуху не только у театралов. Он прошел долгий, тернистый, но счастливый путь к своей широкой известности. У него множество талантов и непростой нрав. Младший сын пошел по стопам отца, супруга – бессменный заместитель председателя Марийского отделения СТД России.   Василий Александрович Пектеев, художественный руководитель главного национального театра республики, сегодня мой собеседник.

Кажется, о нем как режиссере, общественном деятеле, убеленном давно уже сединой, имеющим множество регалий, написано, сказано, показано очень много и многими. Мне же захотелось поговорить с ним не о высоких достижениях (а их не счесть), а о том, что греет его душу до сих пор, о том, что будет интересно нашему обычному читателю, и театралу, а главное - и нетеатралу. А именно: о непростом детстве в забытой богом марийской глубинке, о его детской мудрости, если хотите, о резких, даже судьбоносных поворотах жизни в юности и ранней молодости, о зигзагах на пути в большое искусство…Так скажем: о его собственной, пектеевской, не похожей ни на чью, колее.

Мальчик из Средневековья

Василий родился в глухой, лесной деревеньке Уилем Моркинского района. Семья была большая, творческая, дружная. Пятеро сыновей и лапочка-дочка беспрекословно слушались родителей, помогали им во всем. Жизнь была тяжелая. Даже электричества в деревне не было, что уж говорить про другие блага цивилизации. Люди вели исключительно натуральное хозяйство, хотя порождение социалистического строя, колхоз, все же имел место быть. В нем работали на государство, к реальному существованию жителей деревни Уилем он не имел отношения.

- Несмотря на то, что родился я в 1954 году, всегда всем говорю, что я из Средневековья, - с улыбкой сказал Василий Александрович. – Мы жили дарами природы, обрабатывали землю, выращивали овощи, зерно, собирали грибы, держали пчел и даже сажали коноплю, из которой потом и масло очень полезное делали, и пеньку, и нити. Деревенские женщины зимой ткали из них полотна, а весной выбеливали их. Когда я пошел в первый класс, мама сшила мне холщовые штаны и рубаху, ни о какой школьной форме мы тогда слыхом не слыхивали и не видели, конечно.

А когда наступала зима и выпадало очень много снега, деревенская детвора, чтобы быстро преодолеть по полю три километра до школы, меняла валенки на …лапти! В огромных сугробах валенки проваливались, в них набивался снег, и идти было совсем нельзя.   Поэтому, намотав на ноги шерстяные онучи, надев лапти, мальчишки и девчонки лихо неслись за знаниями по тридцатиградусному морозу.

Вася рос ребенком задорным: очень любил петь и плясать, но в тоже время природная скромность не позволяла ему устраивать публичные выступления. Он старался петь, когда его никто не видел, ну или ему казалось, что его никто не видит. За это односельчане прозвали его жаворонком, что мальчику не нравилось: у марийцев так иногда называют легковесного человека. Хотя этого никак нельзя было сказать про него, все равно слышать себе в след «турий» не хотелось. Кроме любви к народным песням и танцам, у Василия было еще одно увлечение, довольно редкое для мальчишки его возраста: ему нравилось одиночество. На огромном, старинном вязе, одиноко стоящем в поле, он сплел из веток тайное убежище для того, чтобы неторопливо созерцать красоту окружающей природы, долго смотреть в небо на плывущие облака, что-то там себе в голове представлять, о чем-то думать. Учеба в школе давалась Пектееву довольно легко. Сначала Вася ходил в национальную школу, где преподавание велось только на марийском языке, но однажды на каникулы из Йошкар-Олы приехал младший брат Лазарь, который учился в школе-интернате для одаренных детей. Мальчик стал хвастаться перед старшим братом своими успехами в изучении русского языка. Вася тогда порадовался за брата, но и огорчился за себя: мало слов он знал на русском, хотя в школе были, конечно, уроки русского языка. Пектеев с детства привык сам принимать решения, поэтому тут же пошел к отцу и попросил перевести его в русскую школу. Ничего, что она далековато, ничего, что парню всего 12 лет. Решил – сделал.

Прикосновение к священнодействию

Несмотря на увлечение музыкой, Василий не хотел в будущем стать музыкантом или певцом. Он с самого раннего детства мечтал быть артистом. Иногда в соседнюю деревню привозили из города спектакли, чаще кукольные, но один раз даже музыкально-драматический театр показал здесь свою постановку. Если была возможность вымолить у папы пять копеек, мальчик не пропускал ни одного киносеанса. Так что вопрос о желаемой профессии даже и не стоял перед Пектеевым.

Закончив школу, юноша прямиком отправился в Йошкар-Олу, в музыкально-драматический театр, ныне известный всем, как Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана. Скромного деревенского парня взяли рабочим сцены. Он был счастлив! Счастлив оттого, что попал в этот таинственный и загадочный пока для него мир!

- Это было какое-то волшебство, - вспоминает Василий Пектеев. – Я был на седьмом небе! Мне очень повезло, что тогда театр был объединенным. Там и оперу, и балет, и оперетту, и драматические спектакли на марийском языке ставили. Я старался успеть посмотреть все! Прикоснуться хотя бы слегка к этому священнодействию. Из оперы «Травиата» выучил почти все партии наизусть. А когда шел мой любимый балет «Жизель», всегда просил поставить меня крутить колесо станка, поднимающего артистку из-под сцены и опускающего ее обратно. Балерина, такая тонкая, такая красивая, в этом момент оказывалась рядом со мной! Я протягивал ей руку, помогал сначала подняться на платформу, а потом сойти с нее, она легко спрыгивала со ступеньки и в такт играющей наверху музыке убегала на следующее па. У меня потом еще долго в голове звучали аккорды бессмертного произведения Адана.

Интуиция и…немецкий язык

Но не только чувство восторга у молодого монтировщика вызывали актеры, режиссеры, музыканты. Он смотрел на них и думал: «Они такие образованные, начитанные, интеллигентные. Я тоже хочу стать, как они!». Ехать поступать в столичные театральные вузы с багажом знаний деревенской школы Василий Пектеев не хотел, поэтому решил набраться их на месте и поступил в педагогический институт им. Н.К.Крупской на отделение русской филологии. Согласитесь, выбор более чем неожиданный для молодого парня, выросшего в марийской глубинке. Для кого-то, может быть, это и так, но не для нашего героя.

- Когда я решил поступать в институт, у меня даже сомнений не было что выбрать, - вспоминает режиссер. – Как-то сама собой появилась мысль о русской филологии. Учился я хорошо, мне нравилось. Могу даже без ложной скромности сказать, что в изучении самых сложных предметов, древнерусского и старославянского языка, я достиг больших успехов. Мне помогла моя интуиция и …немецкий язык, пусть и в рамках школьной программы. Просто однажды пришло осознание, что у этих языков в чем-то одинаковая структура. А дальше уже было легко. Наш преподаватель Василий Егорович Ушаков даже предлагал мне после окончания института поступать в аспирантуру. Меня очень тогда увлекли эти древние языки, так увлекли, что величайшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» выучил наизусть. До сих пор есть мечта поставить по нему спектакль.

Казалось, что вроде все у студента Пектеева складывается отлично, но зигзаг удачи – вещь непредсказуемая.

Культурный шок

  Однажды его прямо с лекции забрал старший брат Валерий, который уже к тому времени окончил ГИТИС, и повез к нового главному режиссеру театра им. Шкетана Сарре Степановне Кирилловой. Ей тогда нужно было отправить в Ленинград учиться на режиссера молодого, болеющего театром марийца. Коллеги посоветовали Василия Пектеева. Предложение Кирилловой застало юношу врасплох.

- Я совершенно не собирался быть режиссером,- продолжает мой собеседник. – О чем и сказал Сарре Степановне. Сказал, что мечтаю только об актерской профессии. А она мне так твердо и убедительно заявила: «Когда выучишься на режиссера, то и актером сможешь работать». Поверил. Согласился на ее предложение. Правда, в пединституте мне только на пятый раз выдали документы: ну никак не хотели отпускать хорошего студента.

В Ленинград Василий поехал через Москву, которая повергла его в шок. Грязь, хамство, суета, недовольные, угрюмые лица…   Тогда он понял, что Москва – это не его город. Приехав в Ленинград ранним утром, уже в привокзальной камере хранения Пектеев вновь испытал шок, только на этот раз культурный. Красивый город, воспитанные, интеллигентные люди, отсутствие суеты раз и навсегда покорили молодого марийца. Сейчас Василий Александрович немного сожалеет, что нынешний Питер – это уже не совсем тот аристократичный город его молодости…

  Учеба занимала практически все время, иногда 24-  часов в сутках не хватало. Теория, практика, самостоятельные занятия. Все необычайно интересно и совсем не просто. Василию было сложнее, чем большинству его однокурсников, потому что у него, почти единственного на потоке, не было ничего за спиной, кроме средней школы и почти двух курсов пединститута. В некоторых вопросах выручала природная интуиция и, конечно, желание стать настоящим профессионалом.

Валенки, платок и свадьба в лесу

Ленинград был для Пектеева не только учебной Меккой, он стал городом, окончательно и бесповоротно изменившим личную жизнь. Случайная встреча в городском кафе с молодой, красивой студенткой-математиком Ниной оказалась судьбоносной. Супруги вместе уже больше сорока лет! Нину Николаевну Пектееву знают в республике, еще и как журналиста, телеведущую, человека в театральных кругах практически незаменимого. А начиналась семья Пектеевых довольно необычно по современным меркам.

- Когда мы решили пожениться, я сказал Нине, что нужно обязательно съездить ко мне в деревню, познакомиться с родителями, - вспоминает Василий Александрович. – Поехали на ноябрьские праздники, потому что у мамы моей 8 ноября был день рождения. У марийцев не принято просто приводить в дом девушку. Привел – значит жена. Отец нас увидел и спрашивает: «Ты женился?». Отвечаю: «Пока нет, но собираюсь.  Хотим расписаться». Папа тут же собрался, пошел в соседний поселок в сельсовет, договорился, и на следующий день нас расписали. Морозы тогда были сильные, снега намело много, а до поселка идти три километра. На Ниночку надели какую-то шубейку или фуфайку, подзабыл уже, дали валенки на несколько размеров больше, замотали платком, чтобы не замерзла. Вот такая у меня была роскошная невеста! (смеется –  прим. авт .) Так что поженились мы в марийском лесу, без шампанского и тортов.

Семья – это надежный тыл, необходимый любому человеку, а творческому особенно. У Василия Александровича и Нины Николаевны двое взрослых сыновей. Младший Степан тоже стал режиссером. Несмотря на молодой возраст, прекрасным, востребованным в России и за ее пределами. Отец не скрывает, что очень гордится успехами сына, совершенно самостоятельно идущего по этому непростому творческому пути.

Крутой вираж

В 1980 году Пектеев вернулся в театр им. М. Шкетана в качестве режиссера. Проработав несколько лет очередным режиссером, прошел двухгодичную стажировку в театре им. Моссовета у знаменитого Павла Хомского. В 33 года Василий Александрович стал главным режиссером, а в 38 — художественным руководителем Марийского национального театра им. М. Шкетана. Он поставил огромное количество совершенно разноплановых спектаклей. Русские, марийские, финские классические и современные пьесы обретали вторую жизнь, начинали по-новому восприниматься зрителем. Пектеев-режиссер обошел Пектеева-актера, хотя Василий Александрович иногда с удовольствием выходил на сцену, а однажды даже сыграл главную роль в международном театральном проекте, спектакле «Четвертая Сибелиуса».

В 2002 году судьба режиссера сделала крутой вираж и на целых 16 лет вычеркнула его имя из истории родного театра. У людей, говорящих правду, переживающих за судьбу родного народа, не пресмыкающихся перед властью никогда жизнь легкой не была… Пектеев не сломался. Продолжал ставить спектакли по всей России, преподавал в Санкт-Петербургской академии театрального искусства и даже шесть лет работал ассистентом кинорежиссеров Андрея Эшпая, Николая Досталя, Ирины Гедрович. В эшпаевском знаменитом «Иване Грозном» сыграл роль колдуна. Киношный опыт был интересным, но театр все-таки победил.


Три кита

Два года назад произошло триумфальное возвращение Мастера в родной Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана в качестве художественного руководителя. Он вернулся, как всегда, с четкой, готовой концепцией, трехлетним планом работы. Сейчас коллектив ей и следует, выпуская последние два года по 9-10 новых спектаклей в сезон! На данный момент наш национальный театр – лидер среди подобных театров всего финно-угорского мира. Факты говорят сами за себя.              

Василий Александрович обладает бесценным для режиссера качеством – он всегда знает, что хочет. У него есть четкий план действий, в процессе работы над спектаклем он ставит перед собой или другими режиссерами тысячу вопросов, ответы на которые и определяют – удалось ли воплотить авторский замысел. Получился ли спектакль целостным и завершенным?

  Пектеев не боится перемен, смены деятельности. Когда режиссер вернулся в родную республику, но еще не вернулся в театр, он с весны до осени жил на любимой даче, с удовольствием разводил пчел, ухаживал за курами, занимался внучками. Созерцал, наблюдал, любовался природой.


А еще он пишет стихи, некоторые их них положены на музыку и получились красивые песни. Пишет и прозу: не так давно издали его киноповесть «Человек из царства пчел». Прекрасно играет на гармошке, поет, знает множество марийских и финно-угорских мифов, сказаний. Очень бережно и с трепетом к ним относится. История и современность марийского народа, языка, культуры - это часть его жизни, его радость, его боль. Театр, родина, семья. Наверное, это и есть три кита, на которых, как на земле, проложена колея. Пектеевская колея.         

Автор:
Марина Оленева
 
По теме
В Марий Эл готовится очередной выпуск актеров - Газета Йошкар-Ола Студенты Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени Палантая 18 февраля на сцене Марийского театра юного зрителя представят дипломный спектакль.

16.02.2020
 
 
 
XXVI Межрегиональная научно-практическая конференция « Марийское краеведение: опыт и перспективы развития» состоится 28 февраля в Музее истории и археологии.

27.02.2020
 
25 февраля сотрудники столичного уголовного розыска при помощи коллег из батальона ДПС задержали йошкаролинца, который подозревается в грабеже.
27.02.2020 Марийская правда
Богатырские забавы в Сернуре - Йошкар-Олинская епархия Автор: Анастасия Масалыкина День защитника Отечества, 23 февраля, приход Архистратига Божия Михаила п. Сернур отметил традиционными богатырскими забавами.
Йошкар-Олинская епархия
27.02.2020
В 2020 году в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» будет закуплено спортивно-технологическое оборудование для создания малых спортивных площадок (ГТО) в трех районах Марий Эл.
27.02.2020 Марийская правда
Готовь сани летом, а тело к пляжному сезону весной! Для начинающих и продолжающих в #открытый_психологический_лекторий https://vk.com/psy_lektorij_yo возвращается популярный курс "Как жить в стройности:
Yola-Poisk.Ru
27.02.2020
Госавтоинспекция информирует - МВД Республики Марий Эл С 27 февраля по 5 марта в Марий Эл будет проводиться комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение числа ДТП, в которых травмы получают дети и подростки.
МВД Республики Марий Эл
27.02.2020
Прокуратура Оршанского района выявила нарушения законодательства о закупках для муниципальных нужд в части невыполнения обязательств по оплате выполненных работ.
27.02.2020 Прокуратура
          Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий ЭЛ в соответствии с  представленной информацией Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору сообщает,
27.02.2020 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл, согласно представленной информации Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору,
27.02.2020 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору