Фамильное кредо / Уроженец Марий Эл Степан Пектеев вошел в число лучших молодых режиссеров России

Спектакль Маугли в театре На Спасской (г. Киров). Режиссер Степан Пектеев. Фото взято с сайта театра.jpg - Марийская правда
Фото из личного архива режиссера.jpg - Марийская правда
Фамильное кредо / Уроженец Марий Эл Степан Пектеев вошел в число лучших молодых режиссеров России - Марийская правда
Фамильное кредо / Уроженец Марий Эл Степан Пектеев вошел в число лучших молодых режиссеров России - Марийская правда
Фото: www.marpravda.ru

Ему чуть-чуть за тридцать, но он уже успел поставить спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Таллина, Кирова, Пермского края. В 2019 году он вошел в список лучших молодых режиссеров России. Сейчас он служит в знаменитом БДТ им. Г. Товстоногова. Он -   Степан Пектеев.

Уже по факту своего рождения в известной театральной семье у моего сегодняшнего собеседника путь в будущую профессию был предопределен: папа Василий Александрович Пектеев - художественный руководитель Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана, мама Нина Николаевна Пектеева – заместитель председателя Марийского отделения Союза театральных деятелей России. Степан - ребенок закулисья. С самого раннего возраста мальчик находился вместе с родителями в театре, хотя в те годы подмостки и не были его детской мечтой.

- Степан, вы для многих знакомый незнакомец. Знакомый, потому что фамилия у вас для Марий Эл «говорящая», а незнакомец - потому что именно о вас мы знаем совсем немного. Расскажите о своем детстве?

- Я родился в Йошкар-Оле и жил здесь до 17 лет. Закончил среднюю школу №14. Параллельно учился в музыкальной школе по классу фортепиано, часто бывал у родителей в театре, с детства знаком со многими замечательными артистами, с которыми сейчас уже работаю как режиссер. Но в детстве я совсем не мечтал о сцене. Сначала всерьез хотел быть разведчиком, потом банкиром, а в старших классах подумывал даже связать жизнь с музыкой: брал уроки игры на гитаре и почти полтора года занимался с нашим джазовым музыкантом Борисом Комаровым. Я всегда с большой теплотой вспоминаю школьные годы, своих друзей, с которыми общаюсь до сих пор, удивительную деревню папиных родителей, где бывал каждое лето, нашу дачу в Оршанском районе. Поэтому при любой возможности стараюсь приезжать в Йошкар-Олу и дочек своих привозить.

- Вы – театральный режиссер. Несмотря на молодой возраст, уже довольно известный. Когда закончили школу, сразу выбрали именно эту профессию? Отец оказал влияние на ваш выбор?

- Тогда на мой выбор повлияла мама. Она хотела видеть меня директором театра, а никак не режиссером, потому что уверяла, что продюсеры, директора, менеджеры финансово состоятельнее. Вняв маминому совету, я поступил в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на продюсерский факультет и должен был стать театральным критиком – продюсером. Но как только я начал там учиться, мгновенно понял, что заниматься Театром хочу исключительно в качестве режиссера. Поступить на режиссерский факультет мне удалось только с третьей попытки. Каждое лето сдавал вступительные экзамены, продолжая  обучение на театроведческом.  Через пять лет получил диплом и тут же поступил в магистратуру при Новой сцене Александринского театра. Там моими мастерами стали выдающиеся режиссеры современности Андрей Могучий и Валерий Фокин.

- Это ведь была очень необычная магистратура?

- Да, это был такой экспериментальный набор. Там собрали режиссеров, драматургов, технических директоров, художников и продюсеров. Установка была на то, чтобы научить нас командной работе, потому что во время учебы в институте артисты, режиссеры, художники, по сути, варятся каждый в своем котле, редко пересекаясь. А реальный театр – это командное действо. Вот нас два года этому и учили. При этом не ограничивали в использовании на сцене самой новейшей техники.

- То есть, как я поняла, Степан Пектеев – режиссер ультрасовременный, который широко использует в своих постановках новые технологии?

- Если Вам кто-то скажет, что сможет поставить спектакль абсолютно так же, как его ставили лет 200 назад,– не верьте. Это невозможно. Хотя бы потому, что профессия режиссера очень молода. Она появилась всего лишь в конце XIX – начале XX века. Сегодня любой режиссер, любой художник ищет в своей работе особый язык, чтобы быть услышанным современным зрителем. Театр постоянно меняет свою форму: сегодня он не может быть таким, каким был вчера. Должно быть четкое ощущение времени. Поэтому я – за современный театр, который может быть совершенно разным. Тут уже – дело выбора и вопрос внутренней культуры режиссера. Я в последнее время предпочитаю работать не с готовым драматургическим материалом, а сам создавать собственный авторский сценарий в результате полного погружения в изучаемые документальные, исторические или иные материалы.


- Какова цель вашего приезда в родной город как профессионала? Будет новый спектакль? Расскажите об этом проекте.

- Это будет спектакль, посвященный Йывану Кырле, а также первому советскому звуковому фильму «Путевка в жизнь», в котором он сыграл главную роль. Это спектакль, посвященный истории Марийской автономии. Через трагическую историю жизни Кырли мы вспомним историю тысяч человек из Марийского края, столкнувшихся со сложной ситуацией того далекого времени. Это полностью авторский проект, документальный во многом: процентов 80 материала, который будет в спектакле, – это документы той эпохи, сценарий фильма «Путевка в жизнь» и факты биографии Йывана Кырли.

Мы ездили в его родную деревню, общались с исследователями его жизни и творчества. Я лично провел много времени в Государственном архиве, был в музее ФСБ, где хранится личное дело репрессированного артиста, в других музеях республики. То есть весь материал, который есть о Кырле, мы изучили. В нашем спектакле нет главных и второстепенных ролей: все актеры в процессе действия примеряют на себя совершенно разные роли. Но образ Йывана Кырли мы, конечно, сохранили.

Спектакль этот будет особенным. Он скорее похож на музыкально-хореографическую композицию, нежели на драматический спектакль в привычном понимании. По своей структуре он даже ближе к кино. Очень надеюсь, что зритель оценит нашу работу, и спектакль органично вольется в репертуар Национального театра им. Шкетана. Постановка сделана таким образом, что будет понятна людям разных национальностей: она рассчитана далеко не только на зрителей, понимающих марийский язык. 

Я ставил перед собой задачу - привлечь в театр молодую, современную публику, чтобы познакомить ее с важными вещами из истории родного края. Кому-то напомнить, а кому-то впервые представить замечательного актера, поэта, писателя Йывана Кырлю, которого по праву можно назвать достоянием республики. Эскизный показ (эскизный – значит не окончательный вариант, создатели оставляют за собой право потом внести какие-либо изменения – прим.авт. ) состоится 10 и 14 ноября.

- Вы сейчас служите в БДТ им. Г. Товстоногова. Театр прославленный. Мы, жители глубинки, мало что о нем знаем. Поделитесь своими впечатлениями?

- БДТ сегодня – одно из самых интересных мест в театральном пространстве России. Андрей Могучий, который уже пять лет возглавляет этот театр, сумел так там все организовать, поднять и без того высокую планку профессионализма, что туда приезжают ставить спектакли не только лучшие режиссеры страны, но и мира. Внутри БДТ очень здоровый психологический климат: нет дрязг, интриг, сплетен, «мышиной возни». Потому что есть очень четкая, внятная художественная политика и высокий темп работы: когда выпускается спектакль? все практически живут в театре с утра до ночи и с ночи до утра. Там все на высочайшем профессиональном уровне.

- Понимаю, что творческих планов у вас много. Хотелось бы узнать, есть ли в них место для Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана?

- Да, есть. На следующий год мы запланировали поставить в Йошкар-Оле детский спектакль - сказку. Пока его рабочее название «Марийская азбука». Я повторюсь, что хочу привести в театр нового зрителя. Русского зрителя. Хочу делать марийскую культуру интересной и для других народов, прославлять ее и расширять географию знакомства с ней. Театр – место, куда люди приходят смотреть на живых людей, получать эмоции, сопереживать, думать, узнавать что-то новое. Другого такого места больше нет.


- Спасибо вам за интересную беседу! Успехов, удачи и, надеюсь, что у театралов Марий Эл будет еще не одна возможность оценить работы режиссера Степана Пектеева.

- Спасибо Вам за вопросы и пожелания. Уверен, что встречи с марийским зрителем обязательно будут.     

Напомним, "Марийская правда" публиковала материалы " Театральный знаменатель Нины  Пектеевой, или Женщина, без которой невозможно представить театральную жизнь Марий Эл ", а также " Долгий бенефис Василия  Пектеева ", рассказывающие  о родителях молодого режиссера.

Автор:
Марина Оленева
 
По теме
Александр Стависский, режиссер: «Надо всегда замахиваться на что-то, так жить интереснее» - Газета Ваш Новый День Фото Павла Старикова Александр Стависский – режиссер, педагог Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге, факультет театра кукол.

23.11.2019
 
Найти общий язык со зрителем / Новую систему синхронного перевода апробирует в этом сезоне Марийский национальный театр драмы им. М.Шкетана - Марийская правда На премьере музыкальной комедии «Салика», которая состоялась 20 ноября, мне удалось побывать не только в качестве зрителя, но и участника теста.

22.11.2019
 
За детей, любящих ночные прогулки, ответят их родители. 38 родителей привлечены к административной ответственности за нарушение ограничения нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах.
18.02.2020 Марийская правда
«Ястребы» взлетели на пьедестал: на окружных соревнованиях по практической стрельбе марийский спецназ занял третье место - УФСИН В Тольятти состоялся отборочный этап чемпионата ФСИН России по стрельбе среди подразделений специального назначения уголовно-исполнительной системы.
УФСИН
18.02.2020
OE4_Uu91Vyg.jpg - Министерство спорта  ​​В рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни», в этом году ГБУ РРеспублики ​Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» впервые получит новое современное оборудование для спортсменов-хоккеистов.
Министерство спорта
18.02.2020
В рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» школа по ледовым видам спорта Министерства молодежной политики, спорта и туризма получит в 2020 году более 25 млн.
18.02.2020 Марийская правда
Благодаря федеральному проекту «Спорт – норма жизни» в этом году Спортивная школа по ледовым видам спорта впервые получит новое современное оборудование для спортсменов-хоккеистов.
18.02.2020 Газета Йошкар-Ола
Дни марийской культуры продолжаются - Министерство культуры Дни марийской культуры проходят в Республике Татарстан. Мероприятия посвящены 100-летию образования Республики Марий Эл.
Министерство культуры
17.02.2020